Основания эзотерической философии

Основания эзотерической философии

Роберт Боуэн.

«ОСНОВАНИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» — изложение комментариев Е.П.Блаватской (см.) к своим центральным произведениям — «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида» (с приложением заметок Р.Боуэна). В последние годы жизни Блаватской в Лондоне вокруг нее собиралась небольшая группа преданных членов Теософского Общества, серьезно занимающихся изучением «Тайной Доктрины», которые буквально засыпали Елену Петровну вопросами и настойчиво просили разъяснить те или иные положения учения. Значительная часть ее бесед с учениками была записана и опубликована позже в сборнике «Протоколы Ложи Блаватской», которые вошли в десятый том полного собрания ее сочинений. Кроме того, существует небольшая коллекция записей, сделанных в то же самое время одним из членов группы капитаном Р.Боуэном и опубликованных сорок лет спустя его сыном. Напечатанные первоначально в журнале «Теософия в Ирландии» за 1932, записи эти с тех пор публиковались отдельной брошюрой под заглавием «Мадам Блаватская об изучении Теософии». Речь в них идет не только о том, каким, по мнению Блаватской, должны быть подход к изучению «Тайной Доктрины», отношение к ней ученика и его ожидания, но и о том, в какой последовательности следует знакомиться с ее фундаментальными положениями, прежде чем приступить к изучению всей книги. Кроме того, Блаватская обращает особое внимание ученика на те основные идеи, которые он постоянно должен иметь в виду при изучении «Тайной Доктрины». Эти идеи в ее собственном изложении, а также те фрагменты книги, которые она советует прочесть в первую очередь, и составляют основу «О.Э.Ф.», подготовленного И.Хоскинс.

Говоря о своих наставниках в области оккультизма, Блаватская называет их Учителями, поскольку именно от них, как она сама недвусмысленно заявляет в «Ключе к Теософии», она получила знание теософской системы. Тем не менее, ей самой было предоставлено право выбрать наилучший путь использования сообщенного ей знания, а также способ организации материала и совершенствования его литературной обработки.

Осмысливая «Единый Основной Закон», Блаватская отмечает: «Эзотерическая философия утверждает, что за внешним многообразием эмпирического мира кроется единая Реальность, источник и причина всего, что было, есть и будет. Великий истолкователь ведийской традиции Шри Шанкарачарья /см. — Ред./ приводит в качестве иллюстрации этого утверждения пример с глиной, которая, какой бы вид ей ни придавали, остается единственной реальностью объектов, в то время как ее формы и наименования — не более чем обманчивая, преходящая видимость. Так же и все вещи, возникающие из Единого Высшего, — по своей сущностной природе не что иное, как само это Высшее. Все бесконечные феномены проявленной Вселенной, все в ней — от высочайшего до нижайшего, от огромнейшего до мельчайшего — есть Единое, облаченное в имена и формы.

Учение о фундаментальном Единстве всего сущего является отличительной чертой теософской системы. Таким образом, ни одна из доктрин, основанных на признании первоначальной двойственности, идет ли в них речь о вечной разделенности духа и материи, о различной природе Бога и человека или же о добре и зле как извечных реальностях — не может иметь никакого отношения к Теософии.

Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в состав Природы — от звезд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру — это единство есть единый, основной закон Оккультной Науки» («Тайная Доктрина», т. 1, стр. 170).

В беседах со своими учениками в Лондоне, записанных капитаном Боуэном, Е.П.Блаватская неоднократно повторяла, что изучение «Тайной Доктрины» не может дать полной и законченной картины мира. «Она написана для того, — говорила Блаватская, — чтобы ВЕСТИ К ИСТИНЕ». В качестве помощи ученику в процессе роста его понимания Блаватская указала четыре основные идеи, которые никогда не следует терять из виду. Высказанные в непринужденной беседе, идеи эти выражены более простым языком, чем в главных трудах Блаватской, а потому могут подготовить ученика к восприятию более сложной фразеологии последующих положений.

Блаватская учит: «Соблюдайте следующие правила. Независимо от того, что изучаете вы в «Тайной Доктрине», в основе всех возникающих у вас идей и представлений должны лежать следующие идеи:

А) Фундаментальное Единство всего сущего. Это единство не имеет ничего общего с привычным понятием единства, которое мы имеем в виду, когда говорим, что нация или армия едины или что две планеты объединены линиями магнетического притяжения. Теософское учение состоит не в этом.

Оно гласит, что единство — это ОДНО ЦЕЛОЕ, а не собрание разнородных вещей, пусть даже взаимосвязанных. В основе всего лежит Единое Бытие. Бытие это имеет два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект — это сознание, а негативный — субстанция, субъект сознания. Это Бытие — не что иное, как Абсолют в первом его проявлении. А если оно абсолютно, значит, ничто не существует вне его. Это Все-бытие. Оно неделимо — в противном случае оно не было бы абсолютным. Если можно отделить от него какую-то часть, то оставшееся никак не может быть абсолютным, поскольку тут же возникает вопрос сравнения между отделенной и оставшейся частью. Сравнение же совершенно несовместимо с идеей абсолютности. Таким образом, очевидно, что это основное ЕДИНОЕ СУЩЕЕ, или Абсолютное Бытие, должно присутствовать в качестве Реальности в любой из существующих форм.

Атом, Человек и Бог, все вместе и каждый в отдельности, суть в конечном счете не что иное, как это Абсолютное Бытие, которое и есть их ИСТИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Именно эта идея постоянно должна служить основой любого представления, возникающего в процессе изучения «Тайной Доктрины». Стоит забыть о ней (а сделать это проще простого, заплутав в лабиринте Эзотерической Философии), как тут же возникает идея ОТДЕЛЬНОСТИ, и изучение теряет всякий смысл.

Б) Вторая идея, о которой необходимо все время помнить.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕРТВОЙ МАТЕРИИ. Даже мельчайший атом наделен жизнью. Иначе и быть не может: ведь каждый атом в основе своей есть Абсолютное Бытие. А следовательно, нет никаких «Пространств» Эфира, или Акаши /см. — Ред./, - называйте как хотите, — где ангелы и элементалы резвятся, как форель в реке. Таково представление большинства людей. Истина же состоит в том, что каждый атом материи, независимо от того, какому плану она принадлежит, сама по себе есть ЖИЗНЬ.

В) Третья основная идея заключается в том, что Человек — это Микрокосм. А раз так, то в нем заключены все Небесные Иерархии /см. — Ред./. В действительности же не существует ни Макрокосма, ни Микрокосма, а есть лишь Единое Сущее. Великое и малое существуют лишь в ограниченном сознании.

Г) Четвертая, и последняя, основная идея, о которой следует помнить, нашла свое выражение в Великой Герметической Аксиоме. Она поистине представляет собой сумму и синтез всех остальных идей.

Как внутри, так и вовне; как в большом, так и в малом; как вверху, так и внизу; существует лишь ОДНА ЖИЗНЬ И ОДИН ЗАКОН; и тот, кто осуществляет его, есть Единый. Нет ни внешнего, ни внутреннего; нет ни большого, ни малого; нет ни высокого, ни низкого в Божественном Устройстве.

Независимо от того, что изучаете Вы в «Тайной Доктрине», все прочитанное нужно воспринимать в свете этих основных идей".

В записях Боуэна Е.П.Блаватская советует каждому ученику «прежде всего, даже если на это уйдут годы, понять «Три фундаментальных принципа», изложенных в «Прологе», великолепном вступлении к «Тайной Доктрине». Изложению этих трех принципов также предшествует указание на их первостепенную важность; перечислив их, Блаватская вновь подчеркивает, что они служат основанием теософской традиции. По ее мысли, «Тайная Доктрина» — это в сущности комментарий к избранным фрагментам из Книги Дзиан.

Блаватская отмечает: «Прежде чем читатель перейдет к обсуждению фрагментов из Книги Дзиан, составляющих основу настоящего труда, совершенно необходимо, чтобы он ознакомился с несколькими фундаментальными понятиями, которые лежат в основании и охватывают всю систему мысли, предложенную его вниманию. Эти основные идеи немногочисленны, но от их ясного усвоения зависит понимание всего последующего; потому не требуется извинений за просьбу к читателям освоиться сначала с этими понятиями, прежде чем он приступит к чтению этого труда».

Итак, Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальных, основных положениях:

I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mundukya — «Немыслим и Несказуем».

Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в «Бессознательном» и «Непознаваемом» современной европейской философией, является «Бескорним Корнем» всего, что было, есть или когда-либо будет. Она, конечно, лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие — Cam по-санскритски /см. Сат-Чит-Ананда. — Ред./ - и превышает мышление и рассуждение.

Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны — Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны — Абсолютное, Абстрактное движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица (...).

Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, т.е. та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) абсолютного Отрицания, получается: двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.

Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного.

Рассматривая эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo (источник и происхождение. — Ред.) Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче Космической Эволюции. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы.

Как Пре-Космическая Мысле-Основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации.

Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-Основа не могла бы проявиться как индивидуальное Сознание, ибо осознание развивается, как «Я есмь Я», только через проводника /см. Упадхи. — Ред./ материи; физическое основание, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-Основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти.

Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно как противоположные полюсы субъекта и объекта, Духа и Материи являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, субъект и объект.

Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мысле-Основы. Рассматривая же его с другой стороны, он — разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами, Строителями видимого Мира. Так от Духа или Космической Субстанции — есть несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и развивается до самосознания — или размышляющего — сознания. Между тем как Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.

Следующий перечень, по мысли Блаватской, даст читателю более ясное представление:

1) АБСОЛЮТНОСТЬ; Парабраман ведантистов или Единая Реальность, Cam, являющаяся... Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.

2) Первый Логос: Безличный, и в философии-Логос Непроявленный, предтеча Проявленного.

3) Второй Логос: Дух-Материя, ЖИЗНЬ; «Всемирный дух», Пуруша /см. — Ред./ и Пракрити /см. — Ред./.

4) Третий Логос: Космическая Мысле-Основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе...

ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной.

Далее Тайная Доктрина утверждает:

II. Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция) периодически — «ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «Проявляющимися Звездами», и «Искрами Вечности». «Вечность Странника /наименование, данное нашей Монаде. — Ред./ подобна мгновению Ока Само-Существования», — так говорит Книга Дзиан. «Проявление и исчезновение миров подобно правильному возвращению прилива и отлива».

Это второе утверждение Тайной Доктрины относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного физической наукой во всех отделах Природы. Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения признаваемым фактом, что легко понять, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной.

Кроме этого, Тайная Доктрина учит:

III. Основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней Душой, последняя Сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствованию для каждой души — искры Превышней души — через Цикл Воплощений, или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна чисто духовная, божественная душа Буддхи /см. — Ред./ не может иметь независимого, сознательного существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности Вселенского Шестого Принципа — или ПРЕВЫШНЕЙ ДУШИ — (а) не пройдет через каждую начальную форму феноменального Мира этой Манвантары, и (б) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармою, поднимаясь, таким образом, через все степени разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Архангела (Дхиани-Будда).

Основная Доктрина Эзотерической Философии не допускает ни преимуществ, ни особых дарований в человеке, за исключением завоеванных самим Эго личными усилиями и достижениями на протяжении длинного ряда метемпсихозиса /см. — Ред./ и воплощений. Вот почему индусы говорят, что Вселенная есть Браман и Брама, ибо Браман пребывает в каждом атоме Вселенной; ибо шесть Принципов в Природе исходят — как различные дифференцированные аспекты — из Седьмого и Единого, Единой Реальности во Вселенной, как космической, так и микрокосмической. Почему также все изменения, психические, духовные и физические на плане проявления и форм Шестого Принципа (ибо Брама — носитель Брамана), рассматриваются как иллюзорные и майавические /см. Майя. — Ред./. Ибо, хотя корень каждого атома индивидуально и каждой формы коллективно является этим Седьмым Принципом или Единою Реальностью, все же в своем проявленном и временном виде это не более, нежели мимолетная иллюзия наших чувств.

Таковы основные понятия, на которых покоится «Тайная Доктрина». («Тайная Доктрина», т. 1, стр. 48-53.)

После трех фундаментальных положений Блаватская рекомендовала приступать к изучению шести нумерованных пунктов, помещенных в разделе «Итог» в конце первой части («Космическая эволюция») первого тома. По-видимому, в нескольких абзацах она хотела резюмировать изложенные в первой части положения Тайной Доктрины. И все же первый из этих нумерованных пунктов она начинает со ссылки на Введение, в котором собрано большое количество свидетельств, указывающих на несомненное существование эзотерической традиции. Более того, в шестом пункте она выходит за рамки простого резюме и дает достаточно подробные объяснения относительно тех Иерархий Существ, при содействии которых создается и управляется Вселенная. Впрочем, и здесь она неоднократно обращается к основному закону всей системы — Единству всего сущего.

«...Пишущая настоящее утверждение должна быть заранее подготовлена встретить большое противодействие и даже отрицание утверждений, подобно приведенным в этом труде. Не потому чтобы мы когда-либо претендовали на непогрешимость или на совершенную точность каждой подробности всего, что здесь написано; но факты налицо, и они едва ли могут быть отрицаемы. И если в силу трудностей, присущих обсуждаемым здесь темам, а также из-за почти непреоборимой ограниченности европейского языка, как и вообще всех европейских языков, выразить некоторые понятия, более чем вероятно, что автор оказалась неуспешной в своих попытках дать объяснения в наилучшей и наиболее ясной форме, тем не менее все, что могло быть сделано при таких неблагоприятных обстоятельствах, было выполнено, и это наибольшее, что можно ожидать от любого писателя.

Теперь дадим краткое повторение и докажем обширностью изложенных тем, как трудно, если только вообще возможно, явить им полную и справедливую оценку.

1) Тайная Доктрина есть накопленная Мудрость Веков, и уже одна ее Космогония является самой изумительной и разработанной из всех систем, даже в такой затемненной форме, как в экзотеризме Пуран /см. — Ред./. Но такова таинственная мощь оккультного символизма, что фаты, которые в действительности потребовали бесчисленных поколений посвященных ясновидцев и пророков, посвятивших себя координированию, записыванию и пояснению их в течение ошеломляющих серий эволюционного прогресса, все эти факты запечатлены на нескольких страницах геометрических знаков... Пылающий взор этих ясновидцев проникал в самое ядро материи и находил душу вещей там, где обыкновенный непосвященный наблюдатель, как бы ни был он учен, заметил бы лишь внешнюю работу формы. Но современная наука не верит в «душу вещей» и, следовательно, отбросит всю систему древней космогонии. Бесполезно говорить, что рассматриваемая здесь система не есть измышление одной или нескольких отдельных личностей, но представляет из себя непрерывающуюся запись многих тысяч поколений ясновидцев, соответствующие опыты которых должны были исследовать и проверять традиции, передаваемые устно от одной ранней Расы к другой, традиции учений, данных высшими и высочайшими Существами, охранявшими младенчество человечества, также, что на протяжении долгих веков «Мудрые Люди» пятой Расы — Мудрецы, находившиеся среди спасенных от последнего Катаклизма и изменения материков — проводили свои жизни не уча, но учась. Как выполняли они это? Ответ: сличая, исследуя и проверяя во всех отделах Природы традиции древности путем непосредственных видений, прозрений великих Адептов, т.е. людей, развивших и усовершенствовавших свои физические, ментальные, психические и духовные организмы до крайних пределов. Ни одно видение лишь одного какого-либо Адепта не принималось, пока оно не было проверено и подтверждено видениями других Адептов — полученными так, чтобы явиться независимым свидетельством — и веками опытов.

2) Основной закон в этой системе, центральная точка, из которой все возникает, вокруг которой и к которой все тяготеет и на которой висит вся ее философия, есть Единая, Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ — ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина.

Страницы:   1 | 2 | 3  следующая →

 

↑ вверх


© Тибетская образовательная школа эзотерической астрологии, психологии и йоги «Sotis»
Гороскопы, персональные гороскопы, зодиакальные гороскопы, гороскопы на день, гороскопы на месяц, гороскопы на год, прочие гороскопы от астролога Дмитрия Синько